Все о банках

Подводные камни страхования кредитов. Все, что вы не знали и боялись спросить





Никто не застрахован от материальных проблем и кредитование в банке подчас становится самым простым выходом из подобной ситуации. А банки предлагают такой широкий выбор кредитных продуктов, что просто глаза разбегаются. И даже если из всего многообразия был сделан оптимальный выбор, где сохранен баланс между суммой ежемесячных выплат и сроками погашения займа, то, зачастую, услуга по страховке кредита заставляет задуматься клиентов банка.

В чем смысл этого платежа? В том, что в случае непредвиденных обстоятельств кредит будет погашен и не ляжет тяжким бременем на плечи родных? Или же такая страховка выгодна лишь кредитным организациям, которые пытаются обезопасить от недобросовестных плательщиков, прежде всего банки, а не клиентов?

Страхование кредита – это услуга, которую предоставляет заемщику страховая компания в связи с возможностью наступления рисков, связанных с кредитными отношениями. Заемщик, подписывая кредитный договор, приобретает и полис страхования, в котором оговорены страховые случаи и действия, при наступлении каждого из них. В обязанности страховой организации входит оказание финансовой помощи клиенту при наступлении страхового случая. Для того, чтобы обезопасить себя от различного рода кредитных рисков есть несколько разновидностей кредитного страхования. Это, например, страхование здоровья заемщика, страховка на случай стихийных бедствий и катаклизмов, страхование жизни заемщика, страховка на случай потери прав на собственность или на случай потери работы или ухудшения материального положения.

На первый взгляд, дело благое и правильное, ведь жизнь полна неожиданностей и, подчас, не всегда приятных. Но заемщиков смущает тот факт, что стоимость ссуды для них оказывается несколько выше предполагаемой. А банк и так отдельным пунктом прописал все риски невозврата кредита или задержки платежей. Наверное, перед тем как оформить кредит, стоит детально разобрать все пункты договора с консультантом банковской организации и уточнить все его нюансы.

Во многих случаях, страховка кредита выгодна именно банку, так как гарантирует погашение задолженности в случае, если заемщик вдруг окажется неплатежеспособен. Следует знать, что страхование ответственности заемщика за непогашение кредита и страховка на случай непогашения кредита – это два разных вида страхования. В первом случае договор оформлен между заемщиком и страховой компанией, а во втором – в роли страхователя выступает банковская организация. Но в обоих вариантах застрахованным объектом выступает ответственность кредитополучателя, коим может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Ответственность заемщика подразумевает, что кредит будет погашен полностью и своевременно, будут выплачены все проценты за его пользование в те сроки, которые оговорены в банковском договоре. Смысл такого страхования в том, что если заемщик не выполнил своих обязательств, то страховая компания берет на себя покрытие убытков банка. Это выражается в сумме на уровне от 50 до 90 процентов от величины задолженности, куда включаются и проценты по кредиту. Эта схема действует при кредитах с залоговым имуществом.

А вот в случае потребительского кредитования, страховка имеет несколько другой аспект. Страхуется не имущество, а платежеспособность, здоровье и жизнь кредитополучателя. Надо отметить, что это страхование недешевое удовольствие и проценты по страховке могут составить чуть ли не треть стоимости кредита. Поэтому закон допускает, что клиенты банка в праве отказаться от страхования при оформлении кредита. Об этом говорится в статье 935 ГК РФ, где четко сказано, что обязанность страховать жизнь и здоровье процедура добровольная и не может быть возложена на кредитополучателя по закону.

Но в случае имущественного кредитования избежать страховки не удастся. Статья 31 закона «Об ипотеке» однозначно говорит о том, что обязанность страхования имущества от рисков повреждения или утраты обязательна и полностью лежит на залогодателе. Так что если в первом варианте избежать страховки можно, то второй вариант не дает такой возможности.

Однако банки тоже, пытаясь подстраховаться, могут отказать заемщику в кредитовании, если тот не согласен оформить страховку. Или просто предлагают таким клиентам другие кредитные программы, естественно, с более высокими процентами. И так как разница между процентными ставками в застрахованных кредитах и кредитах без страховки может составлять до 10 процентов, то иногда оплата навязанной страховки обойдется дешевле.

Но есть случаи, когда кредитополучатели могут смело отказываться от страховки. Например, если договор уже был подписан, и в нем не было пункта о том, что у заемщика должна быть оформлена страховка, банк изменить ставку не может и принудить к страхованию также не имеет права, если только это не предусмотрено федеральным законодательством.

В крайнем случае, когда банковская организация настаивает на подписании страховки по уже действующим кредитам, а пункт о возможности отказа не прописан в договоре, то можно смело обращаться в суд. Для этого следует подготовить пакет документов, где будет претензия к банку, завизированная его руководством. В Федеральную антимонопольную службу и в Роспотребнадзор не раз приходили жалобы на банковские организации, где происходило нарушение прав граждан, которым навязывали страхование кредитов. Прецедент в такого рода судебных делах существует, и судебные инстанции выносят решения в пользу заемщиков. Главное – это отсутствие в договоре условия отказа от страхования.

И помните, что банковский кредит налагает на кредитополучателя не только ответственность и обязанность по погашению займа, но и определенные права, знать которые должен любой клиент банковской организации. Будьте внимательны при заключении кредитного договора, и тогда никто не сможет навязать те услуги, без которых можно легко обойтись.





Зачем банкирам лояльность клиентов?




«Скинь груз, стань немного лоялен…» - так поется в одной из песен. Золотые слова для большинства финансовых и торговых организаций, где потребителями услуг являются живые люди. А для банковских организаций политика доброжелательности вообще необходимое условие их успешной работы. Ежегодно количество программ лояльности увеличивается, растет число бонусных и кобрендинговых предложений, акций и программ. Что стоит за программами лояльности большинства банков? Попробуем ответить на этот вопрос.

Золотой фонд банковской клиентуры

Постоянные клиенты – золотой запас каждого финансового учреждения. Они давно с ним работают, знают все условия и по-своему преданы ему. Их не нужно убеждать и мотивировать на дальнейшее сотрудничество, хотя и некоторые бонусные предложения будут не лишними. Привлечение новых клиентов требует весьма агрессивной рекламы и больших финансовых затрат.

Задача программы лояльности финансового учреждения это не только привлечение новых потребителей, это также и стимулирование всех своих клиентов к обслуживанию в одной финансовой структуре. Поэтому в последнее время получили широкое распространение акции и бонусы, партнерские программы, бесплатные сервисы, специальные премиум-карточки и многие другие варианты поощрения постоянных клиентов.

Одним из самых эффективных способов удержания клиентов называют снижение процентных ставок по кредитам и увеличение доходности вкладов. Это отлично стимулирует клиентов не искать других вариантов и оставаться в системе своего банка. Это самая простая и весьма популярная схема, которой следую практически все кредитные организации, предлагая программы лояльности для зарплатных проектов.

Например, Промсвязьбанк для добросовестных плательщиков предлагает дополнительную финансовую помощь и защиту, а также ежегодное снижение процентной ставки по кредиту на 1%. Как сообщил директор департамента розничных кредитов банка, Иван Пятаков, при условии оплаты всех платежей в течение года без просрочек, банк снижает ставку по такому кредиту на 1%. Максимально снизить ставку можно на 3% от первоначальной. А также есть возможность для клиентов пользоваться услугой «Кредитные каникулы». Эта услуга дает возможность отсрочить два ежемесячных кредитных платежа.

Аналогично построена и программа лояльности в «Нордеа Банке». Система поощрения «Домашний банк» имеет классический набор стимулов. Клиент, имеющий вклад в банке и банковскую карточку, может получить приличную скидку на жилищный кредит. Разработана целая система статусов в зависимости от количества освоенных банковских продуктов. Статус «бронзового клиента» дается на начальном этапе, затем, по мере накопления услуг присваиваются статус «серебряного» и «золотого». Вместе с ростом статуса клиента растут и его скидки. Они могут достигать на некоторые услуги 50%. Эта программа стартовала еще в прошлом году, но уже сейчас в ней принимает участие более 9 000 клиентов.

Как работают кобрендиговые акции

Не менее интересна и столь же популярна программа лояльности, в основе которой заложено участие клиентов в кобрендинговых акциях. К таковым привлекают авиакомпании, автозаправки, большинство ритейлеров, салоны красоты и другие. Схема та же – оплата товаров или услуг в определенной торговой точке и начисление баллов на карту, которые можно снова тратить в этом же магазине. Клиент привязан к этой торговой точке и банковской организации.

Так работает «Газпромбанк», партнером которого являются автозаправочные комплексы «Газпром нефть». Клиенты, приобретая продукцию компании, получают бонусы и тратят их на покупку топлива.

Недавно запущена программа от «Альфа-Банка» - стильная пластиковая карта Cosmopolitan – Visa для милых дам. Принимают ее к оплате в фитнес-центрах, салонах красоты, бутиках и модных магазинах. За это клиентки получают подарки, бонусы и скидки.

А вот держатели «Мужской карты» от того же «Альфа-Банка» получают довольно оригинальное предложение – для тех, кто регулярно оплачивает товары этой картой открыты двери в жюри конкурса красоты Мiss MAXIM. Есть возможность отправиться на футбольный чемпионат, съездить на рыбалку на Камчатку или в снегоходное путешествие по Алтайскому заповеднику. Можно принять участие в тестировании гоночных автомобилей и современных легковых машин, а также еще много интересных занятий, на которых можно провести время с пользой и получить адреналиновые ощущения.

«Русский стандарт» и «Райффайзенбанк» предлагают карту «Малина», дающую право на скидки в сети аптек «36,6», в ресторанах «Планета Суши», Friday’s и «IL Патио», в сети «Билайн», на автозаправках ВР и в кинотеатрах «Формула кино». Это, пожалуй, самая известная кобрендинговая акция.

Одобряют банкиры и их клиенты сотрудничество с авиакомпаниями. Оплачивая картой покупки, на счету накапливаются бонусные мили, которые можно перевести в реальные километры, купив билет на самолет. Так, «Райффайзенбанк» сотрудничает с AustrianAirlines, Банк «Тинькофф Кредитные системы» со SkyExpress, «Русский стандарт» с отечественным «Аэрофлотом», Citibank с компанией Lufthansa, Росбанк объединил усилия с «Трансаэро». Подобные программы успешно работают практически во всех банковских организациях.

Компании-партнеры банков – вместе мы сила!

Бонусная система показала наивысший результат по привлечению клиентов. Принцип ее работы довольно прост – при покупке товаров или услуг, банк начисляет бонусы, которыми можно рассчитаться как деньгами в компаниях – партнерах.

Такая программа эффективно работает в Сбербанке. Сначала по программе «Спасибо» работало пять партнеров, среди которых операторы связи «МТС-ритейл» и «Евросеть», магазины мобильной техники «Связной», сеть аптек «Ригла» и сервис Webmoney. Затем аптечная сеть отпала, но список пополнился ювелирными магазинами.

Похожая услуга работает и у «Бинбанка», когда за покупку по карте банка на мобтльный счет клиента перечисляется 0,5% от всей суммы покупки.

Развернутая программа лояльности работает в Citibank. Программа CitiSelect предлагает баллы или как их именуют «селекты» обменивать на товары в торговых компаниях «Техносила» и «Перекресток», а также еще в некоторых заведениях. Банк работает только с проверенными компаниями и список партнеров ее не очень велик, но качество их услуг находится на самом высоком уровне. Для своих клиентов руководство банка предоставляет свободу выбора. Как пояснил Иосиф Кобиашвили, один из руководителей подразделений банка, клиент может самостоятельно определить не только дизайн своей карты, ее тип и статус, но и вознаграждение. «Наша задача – высокое качество обслуживания клиентов, их комфорт и благополучие», - резюмировал он свою мысль.

Банк «Связной» предлагает баллы, заработанные по программе лояльности обменять на приятные скидки в одноименном магазине, ресторанах «Шоколадница» и «ВабиСаби» или же в «Магнолии» и «Ол Гуд!».

А вот Промсвязьбанк приоритетным направлением избрал количество партнеров, у которых его клиенты смогут получить большее количество скидок. Правда они невысоки, всего 5%, но количество компаний-партнеров впечатляет – их уже около 2500.









Осторожно, кардинг! Или новое слово в сфере мошенничества


Еще совсем недавно нас убеждали в том, что операции с пластиковыми картами абсолютно безопасны, а деньги, хранящиеся на них совершенно недоступны для мошенников. Но, с развитием современных банковских технологий, не дремлет и преступный мир, вооружаясь хитрыми схемами изъятия денег у ничего не подозревающего и беспечного населения. Вместе с пластиковыми картами, банкоматами и терминалами в нашу жизнь пришли термины «скимминг», «фишинг», «вишинг», означающие кардинг – мошеннические операции с платежными банковскими картами.

Новые технологии мошенничества

Прогресс в банковском секторе существенно упрощает все операции по переводу, снятию и обмену денег. Теперь для того, чтобы оплатить счет в ресторане, не нужно даже иметь налички, а оплата коммунальных платежей не требует долгого ожидания очереди в кассу банка. Все действия можно осуществить в онлайн-режиме. Мошенники тоже совершенствуют свои методы и для новых схем обмана активно применяют новые технологии.

Все аферы с банковскими картами называют кардингом. Это совершенно новый вид мошенничества, который характеризуется использованием платежной банковской карты или ее реквизитов, без подтверждения операций ее держателем.

Реквизиты карт мошенники получают, взламывая сервера интернет-магазинов, получая доступ к платежных и расчётных системам, с персональных компьютеров, рассылая вирусы типа «троянов» и «ботов» или через программы удаленного доступа. Для мошенников не составляет труда создать сайт-двойник банковского и запустить его. А ничего не подозревающие клиенты этого банка сами оставят свои реквизиты.

Одной из разновидностей мошенничества с банковскими картами является скимминг. Название произошло от английского слова skim, что значит «снимать сливки». Аферисты устанавливают на банкомат специальное считывающее и копирующее устройство – скиммер, которое копирует все данные карты. А для того, чтобы видеть PIN-код каждой карты, устанавливаются скрытые камеры или прозрачные накладки на клавиатуру.

Статистика по этому виду мошенничества растет ежегодно. Только за 2012 год службой безопасности Сбербанка России было изъято более 1,2 тысяч скиммингового оборудования, установленного на банкоматы, терминалы и системы самообслуживания. А это показатель выше прошлогоднего в три раза! Приблизительная сумма ущерба от скимминга в сети Сбербанка, составляет более 600 млн рублей. И чем больше становится банкоматов этой кредитной организации, тем выше становится риск попасть в лапы карточных мошенников.

Самое удивительное в этой ситуации то, что все, что нужно для скимминга относительно свободно продается через Интернет и при желании доступно каждому. А цена такого оборудования порядка 40 тысяч рублей.

Если наличие скиммингового оборудования на банкомате можно определить визуально, то шимминг работает значительно тоньше. Его размеры крайне малы, разглядеть его невозможно, но данные карты оно считывает на раз. Однако PIN-код ему не доступен. Пока.

Для тех, кто не желает стать добычей карточных мошенников разработаны простые правила.

Первое, никогда, никому, ни при каких условиях не давать карту в руки, исключение составляют лишь работники банков или продавцы. Но тогда карта должна быть в поле зрения и применяться строго по назначению.

Второе, при пользовании банкоматом обязательно обратите внимание на его внешний вид. Если на его панели есть лишние элементы, непонятные конструкции или накладные детали, то пользоваться таким устройством небезопасно. Постарайтесь сообщить об этом в ближайшее отделение банка.

Против скиммеров ведется активная борьба. Банковские организации устанавливают защитные устройства антискиммеры, которые не дают возможности разместить нелегальную накладку. А также призывают клиентов работать с интерактивным диалоговым окном, а не с клавиатурой.

Но аферисты не лишены фантазии. Они устанавливают банкоманты-двойники. Внешне такой агрегат совершенно не отличается от оригинального, но внутри он пуст. Считывающее устройство оснащено скиммером. Когда, ничего не подозревающий клиент пытается воспользоваться ним и вставляет карту, банкомат выдает сообщение о неисправности, карту отдает, но данные уже остались в памяти скиммера. Вскоре незадачливый клиент узнает отом, что его картой воспользовались мошенники.

Ловись, рыбка!

Не менее интересен фишинг – еще один вид мошенничества, связанный с незаконным получением данных пластиковой карты. Сама карта участия в процессе не принимает, но ее конфиденциальные данные становятся известны аферистам.

Метод прост до безобразия – от имени банковской организации на почту приходят письма разного содержания, например, в банке проводится опрос. Адресат, видя знакомый дизайн и логотип, без задней мысли переходит по ссылке, оставляет там свой пароль и логин, которые тут же становятся известны мошенникам. И письмо, и сайт – ловко подделаны банковскими проходимцами, цель которых ваши персональные данные, пароль и логин. Как сообщает сотрудник компании «Доктор ВЭБ» Кирилл Леонов, фишинг-письма довольно трудно отличить от реальных сообщение, рассылаемых банками. В них аферисты могут использовать даже обращение по именам к каждорму адресату. Жизнь сайтов-двойников весьма коротка, но разыскать их создателей пока не удавалось.

Старайтесь не доверять всем сообщениям, которые приходят на Ваш адрес, особенно тем, в которых есть просьбы о предоставлении конфиденциальной информации. Самый лучший выход – связаться с представителями банка и уточнить подлинность такой рассылки.

Специалисты советую также обращать внимание на доменное имя и следить за регулярным обновлением антивирусных программ на своем рабочем компьютере.

Еще один способ незаконного завладения личной информацией, это одна из разновидностей фишинга – вишинг. В этой схеме применяют телефонные звонки. Потенциальная жертва получает на свой номер телефона смс- сообщение, в котором говорится, что с его карточки пытаются снять деньги. Для того, чтобы карту заблокировать нужно перезвонить на указанный номер. Естественно жертва перезванивает и называет свой PIN-код, пароль и другую информацию. Дальше – дело техники.

Весь мир театр

Следующий вид мошенничества основан на банальном изъятии платежных карт. Технически он прост, но от самих аферистов требует недюжинного актерского таланта. В силу своей экзотичности он получил название «ливанская петля».

В заранее присмотренный банкомат, мошенник устанавливает небольшой конверт-кармашек, изготовленный из фотопленки. К банкомату подходит жертва, чтобы снять деньги, набирает PIN-код, проводит все операции, но обратно получить карточку не может. В растерянности жертва нажимает на все кнопки, обращается к прохожим. И тут кто-то из проходящих мимо людей приходит на помощь и говорит, что знает как сделать, чтобы банкомат отдал карту. С ним, дескать, совершенно недавно приключилась аналогичная история, и все закончилось хорошо. Нужно нажать простую комбинацию и ввести PIN-код. Жертва верит случайному прохожему, выполняет все действия, но результата нет. Тогда прохожий предлагает просто обратиться в ближайшее отделение банка и карту заблокировать. Жертва отправляется в банк, а прохожий, который на самом деле и был мошенник, извлекает кармашек с картой, и не отходя от банкомата, снимает все деньги, которые на ней есть.

Есть еще более простые схемы. Место, откуда выдаются денежные купюры, мошенники заклеивают скотчем. Не имея возможности получить свои деньги, клиенты отправляются в ближайший банк, а мошенники спокойно отклеивают липкую ленту и забирают свой улов.

Большинство мошеннических схем известны банковским службам безопасности и противодействия мошенничеству. Все эти схемы детально описаны и сотрудники банков не устают предупреждать своих клиентов о возможности мошенничества против них. Приводим ряд правил, соблюдение которых обезопасит Вас от всякого рода аферистов и нечестных на руку мошенников.

Избегайте пользоваться банкоматами в незнакомых или плохо освещенных местах. Именно такие устройства выбирают мошенники. Внимательно осмотрите рабочую панель банкомата. Если на ней есть нехарактерные для нее элементы, пользоваться ним не следует. Если внешний вид банкомата вызывает недоверие, то снимать деньги в нем не нужно. Когда набираете цифры PIN-кода, постарайтесь прикрыть их рукой, пользуйтесь набором на интерактивном экране.

При получении платежной карты, поставьте на ней свою подпись. Если она будет утеряна, то ней будет сложнее воспользоваться. Не передавайте карту посторонним лицам. Не сообщайте свой PIN-код третьи лицам. Регулярно обновляйте PIN-код в целях безопасности. Специалисты советуют изменять цифры кода не реже одного раза в два месяца. При оплате покупки в магазинах, следует уничтожить чеки, так как на них указан номер платежной карты.


Комментариев нет:

Отправить комментарий